<%@ Language=JavaScript %> Mp3 FoRwArD - Алиса. Тексты песен всех альбомов.



 

 

 

Рок это не просто музыкальное направление, это молодежная культура,
средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально создавался как способ
самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и
материальных ценностей мира. На протяжении всей своей истории, рок показывает
неразрешимую вечную дилемму отцов и детей. Как средство самовыражения молодого
поколения, рок в глазах старшего поколения выглядит лишь как детское
развлечение, подчас опасное и пагубное. Хотя рок существует довольно давно, на
нем выросло сегодняшнее взрослое поколение, но все же перед ним сегодня встают
такие же проблемы, как и вначале его пути: непонимание и отвержение. Это
обстоятельство хорошо показывает спиралевидность развития: как бы мы не
развивались, мы проходим этапы, которые уже остались в истории. Безусловно,
развитие рока тесно связано с техническим, экономическим, политическим и
социальным развитием. Не по воле случая законодателями рока стали наиболее
развитые страны. Именно техническое развитие дает толчки развития рока,
аппаратура постоянно изменяется и усложняется, гитара 40-х годов похожа на
сегодняшнюю гитару лишь пожалуй только формой, а звучание вообще изменилось в
корне (каких только эффектов не подсоединяется сегодня к гитаре, совершенно
изменяя ее звук; ко всему еще появилась музыка, полностью исполняющаяся
электронной аппаратурой). Развитие техники привело и к тому, что сейчас почти в
каждой семье есть радиоприемник и магнитофон, что увеличивает влияние музыки на
общество. Экономическое развитие поднимает уровень развития граждан, а
следовательно поднимает их образованность и у них появляется больше свободного
времени, которое можно посвятить музыке, также это улучшает и условия труда и
обеспечение работой музыкантов. Яркий пример тому - бразильская группа
Sepultura , будучи на родине и не имея хорошей аппаратуры, их музыка
была малоинтересна, но как только они переехали в США они сразу же приобрели
статус супергруппы. Рок - плодотворная почва для рассмотрения с точки зрения
философии, в нем проявляются все законы философии. В том что рок это протест
молодежи и появление новой музыки, путем отрицания старой, проявляется закон
отрицания, показывающий развитие рок-музыки. В появлении нового стиля путем
слияния других стилей - закон отражения, лежащий в основе развития сознания. В
противоречивости рока ( противостояние поп-рока и тяжелой музыки) проявляется
закон единства и борьбы противоположностей. Корни рока можно искать в далекой
древности: и в народной музыке, и в джазе, и в блюзе, но поистине рок стал тем
самым, что мы понимаем сейчас, лишь в 50-х годах. Рок-н-ролл оказался тем самым средством,
которое объединило черных и белых подростков, одним мощным залпом смело расовые
и социальные предрассудки. Два чернокожих идола молодежи 50-х - Литтл Ричард и
Чак Берри - каждым сценическим жестом, каждым звуком своих песен выражали отказ
повиноваться традиционно расистскому: Поди-ка сюда, бой . Этот отказ
безусловно принимали слушавшие их белые мальчики - они уже были подготовлены к
такой музыке, они уже впитывали в себя чёрный ритм-энд-блюз, который крутили на
местных радиостанциях. Эта музыка была их общей тайной, их заговором против
родителей, не признававших цветных. Рок-н-ролл оказался первой музыкальной
формой, предложенной подростку и специально по нему скроенной: до этого были
взрослые пластинки, детские пластинки, но не было ничего, что выражало бы сугубо
подростковые надежды и мечты, сугубо подростковое отношение к действительности.
Эту тягу подростков к другой музыке первыми заметили владельцы
небольших студий грамзаписи, более мобильные в выборе и склонные к риску, нежели
фирмы-гиганты. А поскольку многие из небольших кампаний, где записывались чёрные
исполнители ритм-энд-блюза, пробавлялись ещё и белым кантри-энд-ветерном (и
наоборот), то эти направления стали сближаться. Новое поколение охотно приняло
это сближение. Растление вкусов , музыкальный ширпотреб ,
потакание самым низменным инстинктам , - сетовали музыкальные критики
( и в чем-то, безусловно, были правы, поскольку, помимо истинных звезд,
тогдашней волной было вынесено на поверхность и много мусора). В начале того
десятилетия черная и белая музыка были разделены так же, как белая и черная
общины. Но шло время, и радио, по которому - тоже на разных волнах - передавали
эту музыку, позволяло черным слушать белую музыку и наоборот. Радиоволны
приносили совершенно новую стилистику , и бескорыстные пионеры этой стилистики
начали понемногу скрещивать две эти культуры. В лабораториях жизни рождалась
новая, дикая, заразная музыка по имени рок-н-ролл. Рок-н-ролл разорвал мирное течение 50-х, с
гиканьем и свистом пронесся по мирной глади эйзенхауэрской эры. Но уже к началу
60-х дух его был укрощен, и по волнам радиоэфира поплыли сладкие голоса Фрэнки
Авалона и Пола Анки, Конни Фрэнсис и Митча Миллера ( последний не раз заявлял о
своей ненависти к рок-н-роллу); музыкальные обозреватели начали успокаиваться:
похоже в музыку возвращались закон и порядок. И все же через несколько лет рок
ожил, а к концу десятилетия превратился в мощную политическую и культурную
силу. К началу 60-х к совершеннолетию приблизилось очередное поколение.
Родители этих детей активно боролись за мир, спокойствие и изобилие, надеясь,
что потомки не только оценят их старания, но и раздвинут горизонты этого нового
мира. Родители, однако, вошли в него с грузом невыплаченных долгов - они
принесли с собой страх перед атомной войной и грех расовой ненависти, а идеалы
равенства и справедливости просто растоптали в погоне за стабильностью и
успехом. Неудивительно, что дети подвергли сомнению моральные и политические
устои послевоенного мира; эти новые настроения нашли отражение в их музыкальных
пристрастиях. Загнанный было в подполье, снова бурно расцвел фолк и тут же
включился в антивоенное движение и в социальную борьбу. Очень скоро фолк обрел и
новую свою надежду - в худеньком, слегка гнусавом пареньке по имени Боб Дилан.
Именно его голос впервые выразил сомнения и надежды поднимающего голову
беспокойного поколения. Песни Дилана о расовом угнетении и угрозе ядерного
уничтожения сразу же превратились в гимны, а песня Времена - они
меняются прозвучала первым предупреждение о растущей общественной
напряженности. Однако при всей приверженности самым светлым идеалам фолк
оставался все-таки музыкой прошлого, средством общения политизированной
интеллигенции, с нескрываемой иронией взиравшей на детское развлечение - рок-н-
ролл. Новое поколение не имело еще своего собственного, уникального
голоса. Возрождение рок-н-ролла началось, к удивлению многих, в городе,
далеком от США и достаточно захолустном - Ливерпуле. Когда Брайн Эпстайн,
управляющий местным музыкальным магазином, зашел однажды в подвальчик под
названием Каверна , он услышал в музыке игравшего там ансамбля не
только отзвуки здешнего увлечения заводным жизненным ритмом Америки. В
Битлз бурлила лихая отвага британца-аутсайдера, жаждущего ухватить
таки все то, чего он до сих пор был лишен. Подчистив раннюю битловскую
неряшливость, Эпстайн-менеджер оставил в питомцах этот боевой дух. 9 февраля
1964 года Битлз предстали перед 70 миллионами американских
телезрителей. Это было историческое событие. Оно навело мосты между странами и
стилями, оно же создало новые границы - между эпохами и поколениями. Боб
Дилан все острее чувствовал ограниченность своей аудитории, узость
стилистических рамок жанра. И Боб Дилан предложил своей старой пастве короткую
программу совершенно новой, электрической музыки. Услышав гитарные
завывания, фолк-пуристы взвыли в ответ, а новая музыка Дилана уже вливалась
живительной струей в рок. Битлз и Дилан сотрясли все основание
молодежной культуры, изменили звучание рока и направление его развития, открыли
принципы, которые являются основополагающими и сегодня. Дилан политизировал
Битлз : именно он заставил их увидеть в популярности повод для
уточнения гражданских позиций, а также идеальную возможность обнародовать
собственное мнение о событиях, которые волнуют всех. Связка Битлз -
Дилан стала движущей силой рока 60-х. И все-таки даже она не исчерпывала собой
весь размах молодежного движения. Навстречу им из Мемфиса выплеснулся поток
резкого, грязного соула. Десятилетие двигалось к своей кульминации,
нарастал накал расовых столкновений, и музыка соул - вместе с такими гигантами
джаза, как Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Чарльз Мингус или Эрик Дольфи, - вышла в
авангард этой борьбы; гордая мощь негритяесного самосознания воплотилась в ней в
полной мере. Черная поп-музыка сделала такие заявления о расовом освобождении, о
которых еще лет десять назад страшно было и подумать. Но, может быть, главной
победой того времени стало слияние двух культур: белой и черной. Это был яркий,
праздничный, слегка сумасбродный союз, для которого, казалось, ничего не
осталось невозможного. В новой музыке воплотилась мечта о единении и равенстве,
гармонии и терпимости. Во второй половине десятилетия на рок обрушились беды:
Битлз объявили об окончательном прекращении концертной деятельности,
в 1966 году Боб Дилан попал в автокатастрофу и на целый год был выключен из
творческого процесса, в 1967 году за хранение наркотиков были арестованы Мик
Джаггер, Кейт Ричардс, Брайн Джонс - члены группы Роллинг
Стоунз . Но зато в сан-францисском районе Хейт-Эшбери начало оживать
нечто утопическое: здесь, на фундаменте религиозной эклектики, вырастала
своеобразная рок-коммуна. Расцветавшую идею Всемирной Любви провозгласили опять-
таки Битлз , после почти годового молчания выпустившие Клуб
одиноких сердец сержанта Пеппера . Психоделическую и авангардную эстетику,
которой был проникнут альбом, изобрели, разумеется не они - они лишь выделили в
чистом виде квинтэссенцию всего, к чему стремились другие, а в результате -
вновь безошибочно выразили овладевшее молодым миром стремление к независимости,
к собственным ценностям и идеалам. Сержант Пеппер определил суть
новой музыкальной эры, он доказал, что рок стал искусством, а искусство, в свою
очередь, - основной формой общения масс; он наконец внедрил в бесконечно
бунтующий, беспокойный рок мечту о любви и духовном единстве. Но рок не в
силах был удержаться на этой высшей своей точке. К моменту, когда идеи
Битлз выплеснулись на улицы, Хейт-Эшбери уже превратился в
гигантский притон, в котором правили бродяги, воры и лжепророки да кокаин с
героином. В обществе назревало противодействие рок-культуре. Наступило время
газетной паники и возрастной дискриминации. В январе 1968 года Дилан выпустил
Джон Уэсли Хардинг - альбом, вроде бы все еще исследующий здоровье
нации, распадающейся изнутри, но уже совершенно лишенный красок и вызывающе-
дерзкий в своей акустической простоте. Этот альбом привел к полному пересмотру
рок-н-ролльных ценностей. Вновь вспыхнул интерес к блюзовым гитаристам, в хит-
парадах зазвучали госпелз, получили признание группы акустического звучания,
как-то по-новому стали относиться даже к исполнителям кантри-энд-
вестерна. Рок-н-ролл, а
позднее так называемый авангард соответствовали по времени бунтам,
потрясающим основы общества. Ален Дистер, автор книги Английский
рок : Рок, вторгшийся в жизнь общества, действует глубинно. О нем
судят по его поверхностным, внешним проявлениям, по одежде, и охотно не
замечают, что скрыто за этим раскрашенным фасадом: поставлены под сомнение
традиционные ценности, такие как армия, политика, религия, и возник новый взгляд
на взаимоотношения между людьми ... Рок- это общение. Он - звуковой фон целого
поколения, отождествляющего себя с ним . В начале 70-х наблюдается
кризис рок-сцены. Рок превратился в лавку в лавку экзотических товаров с
витриной во всю стену. Рок становится все более коммерческой музыкой, происходит
полный отход от духовных корней рока, рожденного и созданного для
бунта. Новое поколение, пришедшее на смену поколению 60-х, требовало своего,
собственного самовыражения, отрицающего современного положения вещей. К
середине 70-х назрела необходимость в появлении чего-то нового - бунтующего и
протестующего. Этим чем-то стал панк. Первые панк-рокеры с криками эту
музыку может играть каждый ! повыскакивали в Англии в 1975 году. Начинали
они не на пустом месте: основы жанра были разработаны американцами, стиль жизни
- группой Нью-Йорк доллз , манеры игры - группой Рамонес ,
общий настрой - Игги Попом, а поведение на сцене - Лу Ридом ( тот всю первую
половину 70-х занимался тем, что орал на публику, оскорблял ее и поминутно
уходил со сцены. Панк-рок мужал, но вылезти из подвалов и маленьких клубов ему
не удавалось - вождя недоставало. Историческое событие произошло 10 октября
1976 года: Терри Слейтер из фирмы EMI зашел в лондонский бар Клуб
100 . В баре выступала группа Секс пистолз , Терри Слейтер
представил, как она может выглядеть перед большой аудиторией, и предложил
контракт. К тому времени группа существовала уже год, и начало ее карьеры было
многообещающим: во время выступления в лондонском колледже Св. Мартина директор
благородного учебного заведения попросту вырубил электричество. К моменту
заключения контракта Секс пистолз были широко известны в узких
кругах. Уже через 2 месяца представители EMI заявили, что контракт был
ужасной ошибкой: Секс пистолз в первом же, моментально ставшим
классикой жанра, сингле Анархия в соединенном Королевстве ухитрились
оскорбить религиозные чувства граждан. Позже в телешоу Тудэй
вокалист Джонни Роттен выдал съязвившему на его счет ведущему такой набор
ругательств, что, как писала газета Дэйли миррор , в доме одного из
зрителей взорвался телевизор. Контракт был расторгнут. Следующей компанией,
согласившейся работать с Секс пистолз , была A-and-M. Музыканты
записали второй сингл Боже, храни королеву , и на восьмой день
сотрудничества коммерческий директор кампании смог выдавить из себя только два
слова: Я передумал . Сингл удалось пристроить только к маю 77-го, и
он сразу же стал хитом N1. Молодняк стонал от восторга - панк-рок стал
модой. Скандалы, связанные с панками, можно было найти в любой газете. То
группа граждан избила на улице Кида Рида из группы Бойз , то басист
Секс пистолз Сид Вишез разбил гитарой голову музыкальному критику,
то через несколько дней на улице избили уже вокалиста группы Джонни
Роттена. В Англии, похоже, не осталось ни одной команды, не устоявшей перед
соблазнами панк-рока - все, от чисто коммерческих, до безусловно талантливых
прилепили перед названием приставку панк . О панках снимали фильмы, о
них писали книги, они становились темой диссертаций. Критики соревновались в
остроумии, и, надо сказать панки давали им для этого повод. Однако вдетая в нос
английская булавка стала символом десятилетия. Прежде всего привлекало то,
что панк был диким, злобным, но все же свежим ветром. Казалось, все уже
перепробовано, впереди у музыки только повторение пройденного, и панки восхищали
как последний буйный, скандальный, но честный праздник уходящего рок-н-
ролла. По сути весь панк оказался стилем одной группы. Секс
пистолз принесли ему популярность, они же исчерпали все его возможности.
Вторая великая панк-группа Клэш - относится к данному стилю лишь по
внешнему виду. Джо Страммер, лидер Клэш , родился в семье дипломата,
посещал частную школу и Королевский музыкальный колледж, так что гены взяли
свое: песни Клэш очень хорошо аранжированы, в записях участвуют
студийные музыканты, совершенно отсутствует прославившая Секс
пистолз издевка, и, наконец, Клэш обожают лезть в
политику. Третий кит панка - группа Сиуз энд зэ
Баншиз - к панкам имеет еще меньше отношения, чем Клэш . С
самого начала она была своеобразным филиалом Секс пистолз по
разработке наименее буйных проектов, но прославилась тем, что первой стала
использовать то таинственное и мрачное - до зловещего - звучание, которое
принесло славу очень многим - от Кьюэ до Депеш Мод .Для
многих же панк был вообще просто стилем жизни, а не музыкальным
направлением. С распадом Секс пистолз развалился и панк - каждый
кроил из него что-то свое. Одни, как Хоули Мозес , довели его
резкость до предела - и получился трэш. Другие, наоборот, резкость убрали, как
Ю-2 , и вышел пост-панк, третьи просто постриглись по-модному и
вставили в нос булавку- родилась новая волна . Конечно, 70-е
примечательны не только панком, тем более, что рок начал так разветвляться в
своем развитии, что уследить все его этапы довольно проблемно. Одним из
достижений 70-х является появление хард-рока. Как самостоятельное направление
хард-рок выделился в конце 60-х годов, и благодаря тому, что в законченном виде
его донес до слушателя выдающийся гитарист Джимми Хендрикс, хард-рок с тех пор
предполагает исполнение виртуозными инструменталистами, что пошло только на
пользу и музыке, и ее поклонникам. Хард-рок, так же как и в свое время рок-
н-ролл, был резок и агрессивен, но в отличие от панка он предполагает хорошее
владение инструментами, и в нем агрессивность присутствует не как тупая
озлобленность на все и вся, а как выражения отвращения к темным сторонам
человека. Естественно, хард-рок не был чем-то совершенно новым, он лишь вобрал в
себя самые яркие и выразительные черты других направлений, в хард-роке можно
увидеть и классическую музыку, и черный блюз, и рок-н-ролл, одновременно с этим
хард-рок привнес в музыку множество новшеств. Исполнители хард-рока в текстах
песен стали изучать темные уголки человеческой души, поднимать философские
тематики, отражать оккультные знания, рассматривать христианство и сатанизм.
Хард-рок стал первым музыкальным направлением, использующим тяжелое звучание,
которое достигается за счет подключения к гитаре такого эффекта, как Distortion,
и за счет выделения ритм-секции. У истоков хард-рока стояли такие всемирно
известные группы, как Deep Purple , Black Sabbath и
Led Zeppelin . Группа Led Zeppelin образовалась в
1968 г. в Великобритании. После распада известной английской группы
Yardbirds ее гитарист Дж. Пейдж собирает новую группу, чтобы
провести гастроли, запланированные по контракту Yardbirds . В состав
группы вошел Пол Джонс, игравший с Пейджем до этого, а также работавший с
Роллинг Стоунз и, вообще, имевший солидное прошлое. Под названием
New Yardbirds музыканты провели гастроли по Швеции и Финляндии.
Позже менеджер группы Питер Грант предложил название Led Zeppelin
(искаженное от lead , т.е. покрытый свинцом ). Грант
сумел получить выгодный контракт, и в конце 1968 г. группа выпустила первый
альбом, записанный за сутки с небольшим. В феврале 1969 г. Лед
Зеппелин провели гастроли по США, в это же время их диск попал в
Топ 10 , затем стал золотым . Второй альбом через два
месяца после выхода достиг первого места и получил платину (с тех
пор каждый диск группы становился платиновым ). Led
Zeppelin исповедовали блюзовую манеру игры. Однако Дж. Пейдж принес в
классический блюз свое собственное понимание этой музыки, его чувство гитары
было поистине уникальным (не говоря о технике игры), он тщательно
вырисовывал каждый звук. Мощнейшая ритм-секция и уникальный для белого певца
негритянский тембр голоса Р.Планта сделали подражание Лед Зеппелин
невозможным. Импровизация, на которой основывалось творчество Л.З.
имела и свою обратную сторону: композиции были, как правило, длинными и
радиостанции отказывались их транслировать. В 1975 г. группа выпустила двойной
альбом Physical Graffiti , композиции которого значительно
опередили свое время, и стали своего рода ориентиром, для групп, пришедших на
смену Led Zeppelin . Поистине гигантами хард-рока стали Deep
Purple . Их история началась в 1968 году, когда британская рок-сцена
представляла собой очень интересную картину. Отходила в прошлое власть
цветов - вершина движения хиппи. Разной музыки было очень много, в хит-
парадах соседствовали инструментальные пьесы Х.Монтенегро, Битлз ,
Луис Армстронг, Эстер и Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась.
Привлечение джазовых или симфонических элементов было еще в новинку, но уже не
вызывало удивления. Рок еще не успел, как сегодня, рассечься по разным
возрастным, социальным, культурным слоям, когда каждый занимается своим делом.
Взаимовлияние было очень сильным. В феврале 1968 года три английских
музыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи
Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире английского рока. Барабанщик
Ян Пейс, которому едва исполнилось 20 лет, уже с начала 60-х годов играл с
различными коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал
классическую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом, много
играл с рок-ансамблями, стремясь найти пути и способы сочетания своих увлечений
классикой и эстрадой. Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили басиста Ника Семилера и
гитариста Рода Инанса и записали свой первый сингл Тише . Пластинка
вошла летом того же года в первую пятерку в США. Вскоре в американских хит-
парадах появился и первый диск - гигант группы Дип Перпл -
The shades of Deep Purple . Следующая пластинка The Book of
Taliesyn привлекает экспериментами Лорда в области сближения рока и
классики. Вскоре сложилась парадоксальная ситуация - пластинки Deep
Purple попадали в американские хит-парады, а у себя на родине, в Англии,
группа была практически неизвестна. Deep Purple решили сделать что-
то у себя дома. Для начала они заменили Иванса и Симплера Яном Гилланом и
Роджером Гловером. Гиллан был известен не только как вокалист, но и как
поэт, автор песен, а за плечами Гловера был многолетний опыт игры в различных
ансамблях. В таком составе Deep Purple и Королевский филармонический
оркестр (дирижер - Малькольм Арнольд) исполнили концерт, написанный Джоном
Лордом в 1969 году. Концерт Лорда стал тем редким случаем, когда
попытка соединения рока и академической музыки была одинаково
восторженно встречена поклонниками и той идругой музыки. Живая
запись из Альберт - холла была выпущена на пластинке. Кстати,
Концерт был не единственным таким опытом Лорда. Поворотным моментом
в истории Deep Purple послужила пластинка Deep Purple in
Rock . Диск вышел летом 1970 года, почти одновременно с сорокапяткой
Black Night , ознаменовав новый этап в творчестве группы. Хэви метал
тогда еще не появился. Для миллионов слушателей крестным отцом
жанра - если не строго хронологически, то духовно - стал ансамбль
Deep Purple В почерке коллектива появилось все, что
потом использовали другие металлические группы - громкость, как
эстетическая составная, простые риффы-гитары и бас-гитары, часто играемые в
унисон, характерный вокал, мощный мотор ударных. Что отличает Deep
Purple от своих последователей, так это готовность постоянно впитывать
новое, что появляется в других жанрах, открытость другим музыкальным
влияниям. Ни Deep Purple , ни Led Zeppelin , ни
Black Sabbath также стоящие у идейных истоков хэви метал
замкнутостью не отличались. Может быть, именно поэтому многое в их музыке
интересно и сегодня. В середине 70-х начинается зарождаться новый стиль рок-
музыки - хэви метал. Логически он продолжает идеи хард-рока, выделив из музыки
хард-роковых групп исключительно мощные гитарные риффы, доведенные до
виртуозности соло и канонадные ударные. Толчком к появлению хэви-метал
послужило творчество группы Black Sabbath . Black
Sabbath , в отличие от других хард-роковых групп достигли более тяжелого
звучания. Полностью были исключены клавишные, исчезли фольклорные напевы,
никаких любовных песенок, никакой ориентации на шлягеры, способные войти
в хит-парады. Ужасы и оккультная тематика песен стали визитной карточкой
Black Sabbath , которые стали неожиданно очень популярными среди
студенческой молодежи. На самом деле сверхужасного в их песнях ничего не было -
тексты песен больше напоминали сказки для взрослых. Но хэви-метал, как
токовой они не играли, а играть его стали такие группы Judas Priest ,
Iron Maidan , Magnum . Во второй половине 70-х годов вся
молодежь была увлечена панком. Панки не давали прохода на сцену, нельзя было
выступать, если ты не ругаешься на сцене и умеешь владеть инструментом. Поэтому
во второй половине 70-х хэви метал не обрел большой популярности, а расцвел он
лишь в первой половине 80-х годов, движением хэви метал была охвачена вся
молодежь. Группа Judas Priest образовалась в все той же
неувядающей Великобритании в 1969 году. Два дебютных альбома, вышедшие в 1974
и 1976 годах, особым успехом у публики не пользовались, хотя в обеих работах
был представлен интересный музыкальный материал. Несмотря на постоянную смену
барабанщиков (это хроническое заболевание группы), к 1977 году Judas
Priest приобрели популярность не только в Англии, но и за ее
пределами. в апреле 1977 года группа выпустила свой первый коммерчески удачный
альбом Sin after Sin , продюсером которого был Роджер Гловер (экс-
Дип Перпл ). 1978 год прошел в непрерывной борьбе с захлестнувшей
британскую сцену новой волной : два последующих альбома стали
квинтэссенцией хэви метала и впоследствии послужили моделью для таких групп,
как Деф Леппард и Уайт Лайон . Критики всячески
издевались над группой (как правило предметом насмешек служили
прямолинейные тексты без всякого намека на юмор), но в молодежной аудитории,
увлеченной новой волной английского металла , Judas
Priest стали кумирами. Это подтвердилось в 1979 году, когда сингл
Take on the World занял в английском хит-параде 14-ое место. С
появлением нового барабанщика, группа записала диск British
Steel (1980), ознаменовавший изменение стилистики группы. Только после
выхода этого альбома критики наконец признали Judas
Priest , популярность которого распространилась и на США. Группа
Iron Maiden , один из грандов хэви метала, именно она сделала хэви
метал популярным среди молодежи движением. Группа образовалась в 1977 году в
Великобритании. Наряду с некоторыми другими группами Iron Maiden
представляла собой так называемую новую волну английского хэви
метала . Взяв за модель звучание таких групп начала 70-х, как Лед
Зеппелин и Блэк Сэббэт , Iron Maiden в короткое
время нашла свою музыкальную стилистику, ставшую, в свою очередь ориентиром
для других групп. Известность на родине пришла в 1979 году, когда композиция
Running Free попала в горячую тридцатку . В то же время
группа выступила с концертной программой в передаче Top of the Pops ,
став второй после The Who группой, которая удостоилась этой чести
в 1973 году. В марте 1980 года Iron Maiden отправилась на
концерты по Англии, в качестве группы, сопровождающей выступления Judas
Priest . Альбом группы был на 4-ом месте в хит-парадах. Вскоре Iron
Maiden начала гастролировать самостоятельно. Диск Killers ,
выпущенный в 1981 году, принес группе между народную популярность; почти весь
год группа интенсивно гастролиролировала по всему миру. В том же году в
составе появился вокалист Брюс Диккенсон, вместе с которым Iron
Maiden заработала статус супергруппы . Великолепные рецензии
получил альбом Седьмой сын седьмого сына (1988). По итогам 1989
года Iron Maiden признана лучшей группой года (журнал Metal
Hammer ), а Диккинсон - лучшим вокалистом. Также внимания заслуживает
германская группа Helloween , внесшая большой вклад в хэви метал. Ее
отличительной чертой является, то что на протяжении всего своего творчества она
пытается соединить два музыкальных направления - хэви метал и классику. Не зря
многие музыкальные критики окрестили ее музыку как вагнеровский
метал . Позже Helloween производит еще одно слияние стилей, в
ее музыке появляется народные славянские напевы. Да, хэви метал стал поистине
неким миксером, вобравшим в себя музыку различных направлений и классику, и
народную музыку и рок-н-ролл, но в основе всего по прежнему лежит бессмертный
негритянский блюз. Интересен тот факт, что когда вокалиста Iron
Maidan Диккенсона спросили как он пришел в метал он воскликнул: А
есть металл вообще? - Был блюз, блюз и остался, только он
изменился. Для меня это не стиль и не жанр, это музыка, и ради этой музыки я
пришел в рок. Распад
Секс Пистолз а вслед за ними и упадок панк-рока обозначили длившийся
больше двадцати лет конец эры Классического рок-н-ролла. Далее начиналась новая
эра. В разных концах Великобритании несколько молодых людей организовывали
свои группы. В северном Ньюкасле Гордон Самнер, отыскав, наконец,
единомышленников, объединился с ними в группу Полис . У небогатого
Гордона был всего один свитер в черно-желтую полоску, из-за него-то он и получил
кличку Жало - Стинг. В Дублине приступили к репетициям Ю-
2 . Ник Родс и Джон Тейлор организовали Дюран Дюран . В Лондоне
одновременно начинали две группы - Кьюэ и Депеш
Мод . Все они были тогда молоды, жадны до работы, и все они были
будущими - будущими звездами, героями будущих скандалов, авторами будущих
пластинок. К 1978 году юные англичане устало опустили разноцветные головы, и
вот тут-то на свет божий вышли все те, кто, сосуществуя с панк-роком, панками не
являлись. Музыку, пришедшую на смену, назвали пост-панком, хотя правильнее
было бы пост-роком. Выросшая где-то внутри рока, она произошла не от
негритянских ритм-энд-блюзов, а скорее от белой классики. Ослепленная роком
аудитория не заметила подмены, и в 80-е пост-панк под псевдонимом новая
волна триумфально прошагал по Европе. И почему-то только в Европе
прижился. Одним из первых вполне пост-панковских коллективов стала группа
Паблик имидж лимитед . Группа была составлена из осколков двух
величайших групп предыдущего поколения - Секс пистолз и
Клэш . Голос Лайдона, который в пистолзовский период вызывал
ассоциации с расхулиганившемся паровозным гудком, неожиданно оказался довольно
приятным и коктейль, замешанный П.И.Л. понравился. Шумной славы
П.И.Л. не снискала, но именно эта группа стала толчком, который
заставил развиваться музыку всего последующего поколения. В середине
восьмидесятых в фазу расцвета вступили Кьюэ . Переболев шлягерами,
они теперь отдавали предпочтение инструментальным пьесам с минимумом текста и
детально проработанной аранжировкой. Возможности чисто электронного
творчества, которое для себя избрали соперники и соратники Кьюэ ,
Депеш Мод , привлекали к себе музыкантов еще 60-х. После панков,
ненавидевших синтезатор, заново его открыли Хьюмэн лиг , благодаря
чему уже к 80-му году они сделались очень популярной группой. Но вся сложность
состояла в написании запоминающихся мелодий. И Депеш Мод это
удалось . Журнал Рекорд миррор в 1984 году назвал группу
супергруппой международного состава . В этот период группа, кроме
музыкальной, развила и необычайную политическую активность и даже примкнула к
возглавляемому Биллом Брэггом течению Красный клин . Тогда же была
доведена до совершенства организация концертов. Потрясенная декорациями и
световыми эффектами критика, единодушно признала, что из всех электронных групп
у Депеш Мод самое мощное концертное
шоу. Дублинские группы,
заявившие о себе в середине 80-х, на рок-н-ролльную гитарную основу наложили
отпечаток ирландских народных баллад. Успех так впечатлил, что уже стали
говорить о ирландском вторжении. Первыми и громче всех заявили о себе Ю-
2 . Начинали они с исполнения простеньких рок-н-ролльчиков, постепенно
совершенствуя технику игры, они записали три альбома и стали довольно известными
на родине. В 1982 году они встречаются с продюсером Брайном Иноу.Пройдя его
школу, Ю-2 выпустила в 1984 году свой знаменитый альбом
Незабываемый огонь , который только в Штатах разошелся тиражом в 9
миллионов. Для группы, практически неизвестной, это был триумф. Следующий диск
вышел только в марте 1987 года и уже в апреле стал золотым и занял первую
строчку во всех хит-парадах, а все 10 его композиций возглавляли 10 таблиц
популярности журнала Мелоди мэйкер - случай неслыханный со времен
Битлз . Пост-панк достиг своей вершины, потрясенная Америка
наградила Ю-2 титулом лучшей группы 80-х. Это была победа, но она
что-то надломила в пост-панке, и он стал на глазах разваливаться. Но к
счастью на поп-роке весь рок не основывается, еще со времен хард-рока рок
раздваивается на два направления: собственно рок и тяжелый рок, впоследствии
породивший некую своеобразную металлическую культуру. Так вот, в тяжелой
музыке дела складывались как нельзя лучше и она завоевывала все новые рубежы. Но
к сожалению с момента появления хэви-метал она стала так называемым
андеграундом , т.е. подпольной музыкой, предназначенной не для
всех. Начало 80-х прошло под победное шествие хэви-метала, но он становился
все менее тяжелым и более коммерческим, что конечно большинству молодежи,
желавшей все также буйствовать, не нравилось. И вот в начале 80-х начинает
зарождаться новая музыка - трэш метал. Трэш вобрал в себя панк-рок и хэви метал,
вобравши в себя жесткость, скорость первого и мелодичность второго. Трэш стал
самым тяжелым направлением музыки, в основном это было достигнуто за счет
доведения скорости игры до физического предела, максимальным искажением звука
гитары ( благодаря все тому же эффекту Distortion) и максимальным убыстрением
ритм-секции, которая стала походить на канонаду, за счет введения второй басовой
бочки. Но трэш не состоял только из одной скорости, он был замечателен тем, что
вместе со скоростью существовала мелодия, а частые резкие смены ритма сделали
его неподражаемым. Трэш возник в Америки, и в основном как альтернатива
начинающему становиться помпезным хэви-металу. Родителями трэша принято считать
такие группы, как Metallica , Slayer , Celtic
Frost . В своем младенчестве трэш в основном воспевал агрессивность и
воинственность, но очень скоро его уровень резко возрос и одновременно с
усложнением музыки, трэш группы запели о насущных проблемах - о ядерной угрозе,
политической нестабильности, протест наркотикам, абортам, самоубийствам,
исторических ошибках человечества и вообще что же есть такое человек. Как я
уже отмечал одним из первопроходцев этого стиля по праву считается
Metallica . Ее феномен заключается в том, что без
сорокапяток и эффектных видеосюжетов, выходя на сцену без грима,
без трансляции композиций по радио и телевидению, под аккомпанемент
насмешек солидной музыкальной прессы, группа не только встала во главе
нового тяжелого андерграунда, но и приобрела репутацию супергруппы вне его.
Metallica играет рафинированный металл , свободный даже
от наследственных примесей - ритмическое богатство композиций,
предельная лаконичность музыкальных тем, скрытая динамика аранжировок мгновенно
выделяют группу среди множества подобных, взявших за основу внешние
признаки металликовского металла . В своих работах
музыкантынастолько честны и искренны, что создается впечатление, будто 70-х -
с их компромиссами, усталостью, лицемерием, прагматизмом, комплексами
неполноценности и животным страхом перед будущим - никогда не было. Группа,
способная гитарным риффом перечеркнуть наследие постреформистского
десятилетия , может с полным основанием претендовать на звание наследницы
60-х, эры Вудстока и наивных детей цветов . Только
Metallica не наивна, а предельно ожесточена - утратой
разноцветных иллюзий, своим временем и его жестокостью, и тем не менее она -
второе поколение Вудстока. Но история Металлики - это не только
искренность 60-х, с их вызовом ханжеской морали; это и конец 70-х, когда
новая волна английского хэви-метала снова поставила вопрос: как
жить дальше? Бешеная динамика музыки Моторхэд , Саксон и
Даймонд Хэд давала на него свой ответ: спасение в движении, в
скорости - под лежачий камень вода не течет. Хватит болтать, пора заняться
делом, человек сам хозяин своей судьбы! История группы начинается с датчанина
Ларса Ульриха, серьезно занимавшегося теннисом. Настолько серьезно, что стал
чемпионом Копенгагена среди юниоров. В 1980 году его родители перебрались в
Лос-Анджелес. Спортивная карьера прервалась сама собой и Ларс также
серьезно занялся ударными. Спустя год ему попалось объявление в газете: некий
Джеймс Хэтфилд ищет музыкантов для группы. Они быстро сошлись, обоюдная
симпатия переросла в дружбу. Приятель и сосед Хэтфилда, Рон Макговни, стал
бас-гитаристом, для соло пригласили черного гитариста Ллойда Гранта. Вокал
Хэтфилда по силе и тембру оказался очень похожим на голос Оззи Осборна (это
впоследствии отмечал и сам Оззи). Грант выбыл из состава через неделю репетиций:
ритмические эксперименты Хэтфилда оказались не под силу этому, в общем-то,
перспективному гитаристу. На его место пришел Дэйв Мастейн, и летом 1982 го да
Metallica записала свою первую композицию. Лента с записью
попала на фирму Мегафорс и через две недели Metallica
подписала контракт на первую пластинку. Однако в самом разгаре работы бас-
гитарист Макговни тоже объявил, что играть с Хэтфилдом больше не может:
От его ритмических сбивок у меня мозги вставали дыбом, он же чокнутый - мы
играем рок или Стравинского? Хэтфилд и Ульрих срочно вылетели в Сан-
Франциско, где они нашли великолепного басиста Клиффа Бертона, в то время
игравщего в группе Травма . Клифф Бертон был профессиональным
музыкантом с большим стажем работы. Как любой хороший бас-гитарист, Бертон
прекрасно играл на рояле, владел музыкальной теорией - шаг за шагом он, словно
педагог, вел своих менее опытных коллег к постижению основ музыки,
закладывал фундамент для дальнейшей работы, высвобождал из оков невежества
творческий потенциал Хэтфилда. Клифф научил Хэтфилда работать, и ему это
понравилось. В марте 1983 года группа приступила к записи прерванного альбома.
Музыканты работали по двадцать часов в день, но... Появление Бертона, его
школа хороших манер не прошли бесследно, Ульрих и Хэтфилд
почувствовали дискомфорт, хотя ничего вроде бы не изменилось. Однако
изменилось. Изменилось их восприятие музыки, критерии, требования,
предъявляемые к материалу. Дэйв Мастейн - отличный гитарист, наверное, он
самый быстрый гитарист в металле , - говорит Хэтфилд, -но мы уже
стали другими, а Дэйв продолжал лупить по струнам, как будто ничего не
произошло. Нам нужен был другой, кто смог бы управляться и с
мелодиями. Этим другим оказался Кирк Хэммет из сан-францисской
группы Экседес , поклонник Джими Хэндрикса и Майкла Шенкера,
способный воплотить любую чужую идею с точностью компьютера. К счастью
рокировка гитаристов прошла безболезненно (Мастейн с тех пор
играет в Мега дет , группе, которую называют скоростной и
прямолинейной копией Металлики ). Перед любителями жесткого
рока появилась новая группа. Но не совсем такая, какой, предполагалось, она
может быть. Не смотря на некоторые стилические тяготения к Блэк
Сэббэт и Лед Зеппелин , композиции Meталлики
выглядят более сухими , резкими, а ритмические чудеса Хэтфилда
вообще ставят под сомнение принадлежность группы к року в традиционном
смысле этого слова. В целом музыка группы Metallica гораздо
более сложная, чем что-либо когда-то бывшее в роке. Однако тексты первого
альбома Kill'em All практически не отличались от стандартных
разработок, например, Джудас Прист : рок, да здравствует рок и
только рок! Принципиально иным стал второй альбом Right the
Lighting (1984).В музыкальном отношении он углубляет и развивает находки,
которыми отмечен дебют группы, но стихи здесь вышли на первый план и несут
такую же эмоциональную нагрузку, как и музыка. Metallica взялась
за очень трудные темы: война, смертная казнь, наркомания, насилие психозы,
подавление инакомыслия - темы, которые с тех пор всегда присутствуют в
творчестве этой группы. Записав третий альбом, Metallica практически
сразу же приобретает статус супергруппы - триумфальные гастроли с Оззи
Осборном, беспрецедентная реализация диска, практически мгновенно ставшего
золотым . В начале осени 1986 года, а точнее - в сентябре,
Metallica отправилась на гастроли по Скандинавии. По дороге из
Стокгольма в Копенгаген автобус с музыкантами и персоналом не удержался на
скользком повороте и перевернулся. Погиб один человек, Клифф Бертон. Ему
было 24 года. Оправившись от шока Metallica объявила конкурс бас-
гитаристов. Они получили 340 демонстрационных записей, из которых отобрали одну.
Ее автором был Джесон Ньюстед. ...And justice for all - так
назвали Metallica свой двойной альбом, вышедший в 1988 году.
Впервые после записи Kill'em all группа пришла в студию с готовым
материалом. Работа двигалась очень тяжело: давила мысль, что это первые
самостоятельные композиции, сквозь ноты которых не пробегал взгляд Бертона.
Пожалуй, этот альбом получился самым интересным в истории
Металлики . В рекордный срок он стал платиновым . Новый
альбом группы появился на прилавках 4 августа 1991 года и к 6 августа он уже
был дважды золотым . Эту работу можно рассматривать, как не
характерную для направления спид-трэш-метал и одновременно вполне
логичную, применительно к концепции творчества Металлики : скорость
исполнения, одно время ставшая самоцелью, уступила место мелодичности
(правда, группа и прежде не страдала ее отсутствием), жесткость звучания
сохранилась, но теперь она достигается за счет акустических инструментов. В
целом же этот диск полон реминисценций хард-рока 70-х, в нем явственно
прослушиваются стилистические комбинации в духе Блэк Сэббэт и
Дип Перпл . Рок
90-х можно охарактеризовать одним направлением и одной группы гранж и
Nirvana . Уставши от долгого засилья поп-рока, молодежь обратилась к
буйному, вызывающему гранжу, который представляет собой слияние таких стилей как
панк, хэви метал и поп-рок. Гранж отличает вызывающее поведение и скорость игры
панк-рока и присутствие несложных мелодий поп-рока. Формироваться гранж начал в
конце 80-х ( хотя еще в конце 70-х группа The Go-Go's преподносила
публике нечто похожее), его родителями были Nirvana , Pearl
Jam , Soundgarden . Хотя Pearl Jam и
Soundgarden играли намного лучше чем Nirvana , молодежь
приняла именно последнюю за их вызывающую зажигательность. Практически
Nirvana держалась за счет своего лидера Курта Кобейна, который
больше впечатлял молодых людей как личность, а не музыкант. Он вел
беспорядочную, безмятежную жизнь, ни о чем не заботился, вел себя как
заблагорассудится. Он мог спокойно раздеться догола на сцене, плевать в камеры и
в публику, громить на концерте инструменты на глазах изумленной публики,
чрезмерно увлекался наркотиками и не раз хотел покончить жизнь самоубийством.
Этим он и прельщал молодежь, в ее глазах он был неким рубахой-парнем, которому
до всего нет дела. Однако музыкальные способности членов группы оставляют желать
лучшего, умеющими играть их не назовешь, да к тому же и простота мелодий делают
их музыку примитивной. После трагической гибели Курта Кобейна группа распалась,
но их музыка звучит до сих пор. После распада группы Nirvana , возрос
интерес к техничному и профессиональному гранжу, получили известность такие
группы Pearl Jam и Soundgarden , которые в корне
отличаются от Nirvana . Эти группы владеют инструментами и их
творческий потенциал не исчерпывается простенькими мелодиями, к тому же в их
текстах поднимается серьезная проблематика окружающего
мира. Что же ждет рок в
будущем ? Если посмотреть на его повторяющуюся историю, то можно с уверенностью
сказать, что впереди у рока новые буйства и протесты, новые взлеты творчества и
эксперименты по скрещиванию музыки разных направлений, подчас противоположных.
Рок не стоит на месте, он постоянно развивается. Отвергая прошлое и одновременно
вбирая в себя самое интересное и выразительное прошлого будут появляться новые
направления, новые группы, новые движения. И так же постоянно будет конфликт
детей и отцов, отцы будут запрещать детям слушать эту бесовскую ,
грязную музыку, а дети назло родителям будут ее слушать.

 

 

 


Используются технологии uCoz