Рок это не
просто музыкальное направление,
это молодежная культура,
средство общения молодежи,
зеркало общества. Он изначально
создавался как способ
самовыражения молодежи, бунт и
протест, отрицание и пересмотр
моральных и
материальных ценностей мира. На
протяжении всей своей истории,
рок показывает
неразрешимую вечную дилемму
отцов и детей. Как средство
самовыражения молодого
поколения, рок в глазах старшего
поколения выглядит лишь как
детское
развлечение, подчас опасное и
пагубное. Хотя рок существует
довольно давно, на
нем выросло сегодняшнее взрослое
поколение, но все же перед ним
сегодня встают
такие же проблемы, как и вначале
его пути: непонимание и
отвержение. Это
обстоятельство хорошо показывает
спиралевидность развития: как бы
мы не
развивались, мы проходим этапы,
которые уже остались в истории.
Безусловно,
развитие рока тесно связано с
техническим, экономическим,
политическим и
социальным развитием. Не по воле
случая законодателями рока стали
наиболее
развитые страны. Именно
техническое развитие дает толчки
развития рока,
аппаратура постоянно изменяется
и усложняется, гитара 40-х годов
похожа на
сегодняшнюю гитару лишь пожалуй
только формой, а звучание вообще
изменилось в
корне (каких только эффектов не
подсоединяется сегодня к гитаре,
совершенно
изменяя ее звук; ко всему еще
появилась музыка, полностью
исполняющаяся
электронной аппаратурой).
Развитие техники привело и к тому,
что сейчас почти в
каждой семье есть радиоприемник и
магнитофон, что увеличивает
влияние музыки на
общество. Экономическое развитие
поднимает уровень развития
граждан, а
следовательно поднимает их
образованность и у них появляется
больше свободного
времени, которое можно посвятить
музыке, также это улучшает и
условия труда и
обеспечение работой музыкантов.
Яркий пример тому - бразильская
группа
Sepultura , будучи на родине и не имея
хорошей аппаратуры, их музыка
была малоинтересна, но как только
они переехали в США они сразу же
приобрели
статус супергруппы. Рок -
плодотворная почва для
рассмотрения с точки зрения
философии, в нем проявляются все
законы философии. В том что рок
это протест
молодежи и появление новой музыки,
путем отрицания старой,
проявляется закон
отрицания, показывающий развитие
рок-музыки. В появлении нового
стиля путем
слияния других стилей - закон
отражения, лежащий в основе
развития сознания. В
противоречивости рока (
противостояние поп-рока и тяжелой
музыки) проявляется
закон единства и борьбы
противоположностей. Корни рока
можно искать в далекой
древности: и в народной музыке, и в
джазе, и в блюзе, но поистине рок
стал тем
самым, что мы понимаем сейчас,
лишь в 50-х годах. Рок-н-ролл
оказался тем самым средством,
которое объединило черных и белых
подростков, одним мощным залпом
смело расовые
и социальные предрассудки. Два
чернокожих идола молодежи 50-х -
Литтл Ричард и
Чак Берри - каждым сценическим
жестом, каждым звуком своих песен
выражали отказ
повиноваться традиционно
расистскому: Поди-ка сюда, бой .
Этот отказ
безусловно принимали слушавшие
их белые мальчики - они уже были
подготовлены к
такой музыке, они уже впитывали в
себя чёрный ритм-энд-блюз, который
крутили на
местных радиостанциях. Эта музыка
была их общей тайной, их заговором
против
родителей, не признававших
цветных. Рок-н-ролл оказался
первой музыкальной
формой, предложенной подростку и
специально по нему скроенной: до
этого были
взрослые пластинки, детские
пластинки, но не было ничего, что
выражало бы сугубо
подростковые надежды и мечты,
сугубо подростковое отношение к
действительности.
Эту тягу подростков к другой
музыке первыми заметили
владельцы
небольших студий грамзаписи,
более мобильные в выборе и
склонные к риску, нежели
фирмы-гиганты. А поскольку многие
из небольших кампаний, где
записывались чёрные
исполнители ритм-энд-блюза,
пробавлялись ещё и белым кантри-энд-ветерном
(и
наоборот), то эти направления
стали сближаться. Новое поколение
охотно приняло
это сближение. Растление вкусов ,
музыкальный ширпотреб ,
потакание самым низменным
инстинктам , - сетовали
музыкальные критики
( и в чем-то, безусловно, были правы,
поскольку, помимо истинных звезд,
тогдашней волной было вынесено на
поверхность и много мусора). В
начале того
десятилетия черная и белая музыка
были разделены так же, как белая и
черная
общины. Но шло время, и радио, по
которому - тоже на разных волнах -
передавали
эту музыку, позволяло черным
слушать белую музыку и наоборот.
Радиоволны
приносили совершенно новую
стилистику , и бескорыстные
пионеры этой стилистики
начали понемногу скрещивать две
эти культуры. В лабораториях
жизни рождалась
новая, дикая, заразная музыка по
имени рок-н-ролл. Рок-н-ролл
разорвал мирное течение 50-х, с
гиканьем и свистом пронесся по
мирной глади эйзенхауэрской эры.
Но уже к началу
60-х дух его был укрощен, и по
волнам радиоэфира поплыли
сладкие голоса Фрэнки
Авалона и Пола Анки, Конни Фрэнсис
и Митча Миллера ( последний не раз
заявлял о
своей ненависти к рок-н-роллу);
музыкальные обозреватели начали
успокаиваться:
похоже в музыку возвращались
закон и порядок. И все же через
несколько лет рок
ожил, а к концу десятилетия
превратился в мощную
политическую и культурную
силу. К началу 60-х к
совершеннолетию приблизилось
очередное поколение.
Родители этих детей активно
боролись за мир, спокойствие и
изобилие, надеясь,
что потомки не только оценят их
старания, но и раздвинут
горизонты этого нового
мира. Родители, однако, вошли в
него с грузом невыплаченных
долгов - они
принесли с собой страх перед
атомной войной и грех расовой
ненависти, а идеалы
равенства и справедливости
просто растоптали в погоне за
стабильностью и
успехом. Неудивительно, что дети
подвергли сомнению моральные и
политические
устои послевоенного мира; эти
новые настроения нашли отражение
в их музыкальных
пристрастиях. Загнанный было в
подполье, снова бурно расцвел
фолк и тут же
включился в антивоенное движение
и в социальную борьбу. Очень скоро
фолк обрел и
новую свою надежду - в худеньком,
слегка гнусавом пареньке по имени
Боб Дилан.
Именно его голос впервые выразил
сомнения и надежды поднимающего
голову
беспокойного поколения. Песни
Дилана о расовом угнетении и
угрозе ядерного
уничтожения сразу же
превратились в гимны, а песня
Времена - они
меняются прозвучала первым
предупреждение о растущей
общественной
напряженности. Однако при всей
приверженности самым светлым
идеалам фолк
оставался все-таки музыкой
прошлого, средством общения
политизированной
интеллигенции, с нескрываемой
иронией взиравшей на детское
развлечение - рок-н-
ролл. Новое поколение не имело еще
своего собственного, уникального
голоса. Возрождение рок-н-ролла
началось, к удивлению многих, в
городе,
далеком от США и достаточно
захолустном - Ливерпуле. Когда
Брайн Эпстайн,
управляющий местным музыкальным
магазином, зашел однажды в
подвальчик под
названием Каверна , он услышал в
музыке игравшего там ансамбля не
только отзвуки здешнего
увлечения заводным жизненным
ритмом Америки. В
Битлз бурлила лихая отвага
британца-аутсайдера, жаждущего
ухватить
таки все то, чего он до сих пор был
лишен. Подчистив раннюю
битловскую
неряшливость, Эпстайн-менеджер
оставил в питомцах этот боевой
дух. 9 февраля
1964 года Битлз предстали перед 70
миллионами американских
телезрителей. Это было
историческое событие. Оно навело
мосты между странами и
стилями, оно же создало новые
границы - между эпохами и
поколениями. Боб
Дилан все острее чувствовал
ограниченность своей аудитории,
узость
стилистических рамок жанра. И Боб
Дилан предложил своей старой
пастве короткую
программу совершенно новой,
электрической музыки. Услышав
гитарные
завывания, фолк-пуристы взвыли в
ответ, а новая музыка Дилана уже
вливалась
живительной струей в рок. Битлз и
Дилан сотрясли все основание
молодежной культуры, изменили
звучание рока и направление его
развития, открыли
принципы, которые являются
основополагающими и сегодня.
Дилан политизировал
Битлз : именно он заставил их
увидеть в популярности повод для
уточнения гражданских позиций, а
также идеальную возможность
обнародовать
собственное мнение о событиях,
которые волнуют всех. Связка
Битлз -
Дилан стала движущей силой рока 60-х.
И все-таки даже она не исчерпывала
собой
весь размах молодежного движения.
Навстречу им из Мемфиса
выплеснулся поток
резкого, грязного соула.
Десятилетие двигалось к своей
кульминации,
нарастал накал расовых
столкновений, и музыка соул -
вместе с такими гигантами
джаза, как Майлз Дэвис, Джон
Колтрейн, Чарльз Мингус или Эрик
Дольфи, - вышла в
авангард этой борьбы; гордая мощь
негритяесного самосознания
воплотилась в ней в
полной мере. Черная поп-музыка
сделала такие заявления о расовом
освобождении, о
которых еще лет десять назад
страшно было и подумать. Но, может
быть, главной
победой того времени стало
слияние двух культур: белой и
черной. Это был яркий,
праздничный, слегка сумасбродный
союз, для которого, казалось,
ничего не
осталось невозможного. В новой
музыке воплотилась мечта о
единении и равенстве,
гармонии и терпимости. Во второй
половине десятилетия на рок
обрушились беды:
Битлз объявили об окончательном
прекращении концертной
деятельности,
в 1966 году Боб Дилан попал в
автокатастрофу и на целый год был
выключен из
творческого процесса, в 1967 году за
хранение наркотиков были
арестованы Мик
Джаггер, Кейт Ричардс, Брайн Джонс
- члены группы Роллинг
Стоунз . Но зато в сан-францисском
районе Хейт-Эшбери начало оживать
нечто утопическое: здесь, на
фундаменте религиозной эклектики,
вырастала
своеобразная рок-коммуна.
Расцветавшую идею Всемирной
Любви провозгласили опять-
таки Битлз , после почти годового
молчания выпустившие Клуб
одиноких сердец сержанта Пеппера
. Психоделическую и авангардную
эстетику,
которой был проникнут альбом,
изобрели, разумеется не они - они
лишь выделили в
чистом виде квинтэссенцию всего,
к чему стремились другие, а в
результате -
вновь безошибочно выразили
овладевшее молодым миром
стремление к независимости,
к собственным ценностям и идеалам.
Сержант Пеппер определил суть
новой музыкальной эры, он доказал,
что рок стал искусством, а
искусство, в свою
очередь, - основной формой общения
масс; он наконец внедрил в
бесконечно
бунтующий, беспокойный рок мечту
о любви и духовном единстве. Но
рок не в
силах был удержаться на этой
высшей своей точке. К моменту,
когда идеи
Битлз выплеснулись на улицы, Хейт-Эшбери
уже превратился в
гигантский притон, в котором
правили бродяги, воры и
лжепророки да кокаин с
героином. В обществе назревало
противодействие рок-культуре.
Наступило время
газетной паники и возрастной
дискриминации. В январе 1968 года
Дилан выпустил
Джон Уэсли Хардинг - альбом, вроде
бы все еще исследующий здоровье
нации, распадающейся изнутри, но
уже совершенно лишенный красок и
вызывающе-
дерзкий в своей акустической
простоте. Этот альбом привел к
полному пересмотру
рок-н-ролльных ценностей. Вновь
вспыхнул интерес к блюзовым
гитаристам, в хит-
парадах зазвучали госпелз,
получили признание группы
акустического звучания,
как-то по-новому стали относиться
даже к исполнителям кантри-энд-
вестерна. Рок-н-ролл, а
позднее так называемый авангард
соответствовали по времени
бунтам,
потрясающим основы общества. Ален
Дистер, автор книги Английский
рок : Рок, вторгшийся в жизнь
общества, действует глубинно. О
нем
судят по его поверхностным,
внешним проявлениям, по одежде, и
охотно не
замечают, что скрыто за этим
раскрашенным фасадом: поставлены
под сомнение
традиционные ценности, такие как
армия, политика, религия, и возник
новый взгляд
на взаимоотношения между людьми
... Рок- это общение. Он - звуковой
фон целого
поколения, отождествляющего себя
с ним . В начале 70-х наблюдается
кризис рок-сцены. Рок превратился
в лавку в лавку экзотических
товаров с
витриной во всю стену. Рок
становится все более
коммерческой музыкой, происходит
полный отход от духовных корней
рока, рожденного и созданного для
бунта. Новое поколение, пришедшее
на смену поколению 60-х, требовало
своего,
собственного самовыражения,
отрицающего современного
положения вещей. К
середине 70-х назрела
необходимость в появлении чего-то
нового - бунтующего и
протестующего. Этим чем-то стал
панк. Первые панк-рокеры с криками
эту
музыку может играть каждый !
повыскакивали в Англии в 1975 году.
Начинали
они не на пустом месте: основы
жанра были разработаны
американцами, стиль жизни
- группой Нью-Йорк доллз , манеры
игры - группой Рамонес ,
общий настрой - Игги Попом, а
поведение на сцене - Лу Ридом ( тот
всю первую
половину 70-х занимался тем, что
орал на публику, оскорблял ее и
поминутно
уходил со сцены. Панк-рок мужал, но
вылезти из подвалов и маленьких
клубов ему
не удавалось - вождя недоставало.
Историческое событие произошло 10
октября
1976 года: Терри Слейтер из фирмы EMI
зашел в лондонский бар Клуб
100 . В баре выступала группа Секс
пистолз , Терри Слейтер
представил, как она может
выглядеть перед большой
аудиторией, и предложил
контракт. К тому времени группа
существовала уже год, и начало ее
карьеры было
многообещающим: во время
выступления в лондонском
колледже Св. Мартина директор
благородного учебного заведения
попросту вырубил электричество. К
моменту
заключения контракта Секс
пистолз были широко известны в
узких
кругах. Уже через 2 месяца
представители EMI заявили, что
контракт был
ужасной ошибкой: Секс пистолз в
первом же, моментально ставшим
классикой жанра, сингле Анархия в
соединенном Королевстве
ухитрились
оскорбить религиозные чувства
граждан. Позже в телешоу Тудэй
вокалист Джонни Роттен выдал
съязвившему на его счет ведущему
такой набор
ругательств, что, как писала
газета Дэйли миррор , в доме
одного из
зрителей взорвался телевизор.
Контракт был расторгнут.
Следующей компанией,
согласившейся работать с Секс
пистолз , была A-and-M. Музыканты
записали второй сингл Боже, храни
королеву , и на восьмой день
сотрудничества коммерческий
директор кампании смог выдавить
из себя только два
слова: Я передумал . Сингл удалось
пристроить только к маю 77-го, и
он сразу же стал хитом N1. Молодняк
стонал от восторга - панк-рок стал
модой. Скандалы, связанные с
панками, можно было найти в любой
газете. То
группа граждан избила на улице
Кида Рида из группы Бойз , то
басист
Секс пистолз Сид Вишез разбил
гитарой голову музыкальному
критику,
то через несколько дней на улице
избили уже вокалиста группы
Джонни
Роттена. В Англии, похоже, не
осталось ни одной команды, не
устоявшей перед
соблазнами панк-рока - все, от
чисто коммерческих, до безусловно
талантливых
прилепили перед названием
приставку панк . О панках снимали
фильмы, о
них писали книги, они становились
темой диссертаций. Критики
соревновались в
остроумии, и, надо сказать панки
давали им для этого повод. Однако
вдетая в нос
английская булавка стала
символом десятилетия. Прежде
всего привлекало то,
что панк был диким, злобным, но все
же свежим ветром. Казалось, все
уже
перепробовано, впереди у музыки
только повторение пройденного, и
панки восхищали
как последний буйный, скандальный,
но честный праздник уходящего рок-н-
ролла. По сути весь панк оказался
стилем одной группы. Секс
пистолз принесли ему
популярность, они же исчерпали
все его возможности.
Вторая великая панк-группа Клэш -
относится к данному стилю лишь по
внешнему виду. Джо Страммер, лидер
Клэш , родился в семье дипломата,
посещал частную школу и
Королевский музыкальный колледж,
так что гены взяли
свое: песни Клэш очень хорошо
аранжированы, в записях участвуют
студийные музыканты, совершенно
отсутствует прославившая Секс
пистолз издевка, и, наконец, Клэш
обожают лезть в
политику. Третий кит панка -
группа Сиуз энд зэ
Баншиз - к панкам имеет еще меньше
отношения, чем Клэш . С
самого начала она была
своеобразным филиалом Секс
пистолз по
разработке наименее буйных
проектов, но прославилась тем, что
первой стала
использовать то таинственное и
мрачное - до зловещего - звучание,
которое
принесло славу очень многим - от
Кьюэ до Депеш Мод .Для
многих же панк был вообще просто
стилем жизни, а не музыкальным
направлением. С распадом Секс
пистолз развалился и панк - каждый
кроил из него что-то свое. Одни,
как Хоули Мозес , довели его
резкость до предела - и получился
трэш. Другие, наоборот, резкость
убрали, как
Ю-2 , и вышел пост-панк, третьи
просто постриглись по-модному и
вставили в нос булавку- родилась
новая волна . Конечно, 70-е
примечательны не только панком,
тем более, что рок начал так
разветвляться в
своем развитии, что уследить все
его этапы довольно проблемно.
Одним из
достижений 70-х является появление
хард-рока. Как самостоятельное
направление
хард-рок выделился в конце 60-х
годов, и благодаря тому, что в
законченном виде
его донес до слушателя выдающийся
гитарист Джимми Хендрикс, хард-рок
с тех пор
предполагает исполнение
виртуозными инструменталистами,
что пошло только на
пользу и музыке, и ее поклонникам.
Хард-рок, так же как и в свое время
рок-
н-ролл, был резок и агрессивен, но
в отличие от панка он
предполагает хорошее
владение инструментами, и в нем
агрессивность присутствует не
как тупая
озлобленность на все и вся, а как
выражения отвращения к темным
сторонам
человека. Естественно, хард-рок не
был чем-то совершенно новым, он
лишь вобрал в
себя самые яркие и выразительные
черты других направлений, в хард-роке
можно
увидеть и классическую музыку, и
черный блюз, и рок-н-ролл,
одновременно с этим
хард-рок привнес в музыку
множество новшеств. Исполнители
хард-рока в текстах
песен стали изучать темные уголки
человеческой души, поднимать
философские
тематики, отражать оккультные
знания, рассматривать
христианство и сатанизм.
Хард-рок стал первым музыкальным
направлением, использующим
тяжелое звучание,
которое достигается за счет
подключения к гитаре такого
эффекта, как Distortion,
и за счет выделения ритм-секции. У
истоков хард-рока стояли такие
всемирно
известные группы, как Deep Purple , Black
Sabbath и
Led Zeppelin . Группа Led Zeppelin
образовалась в
1968 г. в Великобритании. После
распада известной английской
группы
Yardbirds ее гитарист Дж. Пейдж
собирает новую группу, чтобы
провести гастроли,
запланированные по контракту
Yardbirds . В состав
группы вошел Пол Джонс, игравший с
Пейджем до этого, а также
работавший с
Роллинг Стоунз и, вообще, имевший
солидное прошлое. Под названием
New Yardbirds музыканты провели
гастроли по Швеции и Финляндии.
Позже менеджер группы Питер Грант
предложил название Led Zeppelin
(искаженное от lead , т.е. покрытый
свинцом ). Грант
сумел получить выгодный контракт,
и в конце 1968 г. группа выпустила
первый
альбом, записанный за сутки с
небольшим. В феврале 1969 г. Лед
Зеппелин провели гастроли по США,
в это же время их диск попал в
Топ 10 , затем стал золотым . Второй
альбом через два
месяца после выхода достиг
первого места и получил платину (с
тех
пор каждый диск группы становился
платиновым ). Led
Zeppelin исповедовали блюзовую
манеру игры. Однако Дж. Пейдж
принес в
классический блюз свое
собственное понимание этой
музыки, его чувство гитары
было поистине уникальным (не
говоря о технике игры), он
тщательно
вырисовывал каждый звук.
Мощнейшая ритм-секция и
уникальный для белого певца
негритянский тембр голоса Р.Планта
сделали подражание Лед Зеппелин
невозможным. Импровизация, на
которой основывалось творчество
Л.З.
имела и свою обратную сторону:
композиции были, как правило,
длинными и
радиостанции отказывались их
транслировать. В 1975 г. группа
выпустила двойной
альбом Physical Graffiti , композиции
которого значительно
опередили свое время, и стали
своего рода ориентиром, для групп,
пришедших на
смену Led Zeppelin . Поистине гигантами
хард-рока стали Deep
Purple . Их история началась в 1968 году,
когда британская рок-сцена
представляла собой очень
интересную картину. Отходила в
прошлое власть
цветов - вершина движения хиппи.
Разной музыки было очень много, в
хит-
парадах соседствовали
инструментальные пьесы Х.Монтенегро,
Битлз ,
Луис Армстронг, Эстер и Аби Офарим.
Сфера рок-музыки расширялась.
Привлечение джазовых или
симфонических элементов было еще
в новинку, но уже не
вызывало удивления. Рок еще не
успел, как сегодня, рассечься по
разным
возрастным, социальным,
культурным слоям, когда каждый
занимается своим делом.
Взаимовлияние было очень сильным.
В феврале 1968 года три английских
музыканта решили создать новую
группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс
и Ритчи
Блэкмор. Все трое были довольно
известны в мире английского рока.
Барабанщик
Ян Пейс, которому едва
исполнилось 20 лет, уже с начала 60-х
годов играл с
различными коллективами. Джон
Лорд, органист, долго и серьезно
изучал
классическую музыку, пробовал
свои силы в театре, потом увлекся
джазом, много
играл с рок-ансамблями, стремясь
найти пути и способы сочетания
своих увлечений
классикой и эстрадой. Лорд, Пейс и
Блэкмор пригласили басиста Ника
Семилера и
гитариста Рода Инанса и записали
свой первый сингл Тише . Пластинка
вошла летом того же года в первую
пятерку в США. Вскоре в
американских хит-
парадах появился и первый диск -
гигант группы Дип Перпл -
The shades of Deep Purple . Следующая
пластинка The Book of
Taliesyn привлекает экспериментами
Лорда в области сближения рока и
классики. Вскоре сложилась
парадоксальная ситуация -
пластинки Deep
Purple попадали в американские хит-парады,
а у себя на родине, в Англии,
группа была практически
неизвестна. Deep Purple решили сделать
что-
то у себя дома. Для начала они
заменили Иванса и Симплера Яном
Гилланом и
Роджером Гловером. Гиллан был
известен не только как вокалист,
но и как
поэт, автор песен, а за плечами
Гловера был многолетний опыт игры
в различных
ансамблях. В таком составе Deep Purple
и Королевский филармонический
оркестр (дирижер - Малькольм
Арнольд) исполнили концерт,
написанный Джоном
Лордом в 1969 году. Концерт Лорда
стал тем редким случаем, когда
попытка соединения рока и
академической музыки была
одинаково
восторженно встречена
поклонниками и той идругой музыки.
Живая
запись из Альберт - холла была
выпущена на пластинке. Кстати,
Концерт был не единственным таким
опытом Лорда. Поворотным моментом
в истории Deep Purple послужила
пластинка Deep Purple in
Rock . Диск вышел летом 1970 года,
почти одновременно с
сорокапяткой
Black Night , ознаменовав новый этап в
творчестве группы. Хэви метал
тогда еще не появился. Для
миллионов слушателей крестным
отцом
жанра - если не строго
хронологически, то духовно - стал
ансамбль
Deep Purple В почерке коллектива
появилось все, что
потом использовали другие
металлические группы - громкость,
как
эстетическая составная, простые
риффы-гитары и бас-гитары, часто
играемые в
унисон, характерный вокал, мощный
мотор ударных. Что отличает Deep
Purple от своих последователей, так
это готовность постоянно
впитывать
новое, что появляется в других
жанрах, открытость другим
музыкальным
влияниям. Ни Deep Purple , ни Led Zeppelin , ни
Black Sabbath также стоящие у идейных
истоков хэви метал
замкнутостью не отличались. Может
быть, именно поэтому многое в их
музыке
интересно и сегодня. В середине 70-х
начинается зарождаться новый
стиль рок-
музыки - хэви метал. Логически он
продолжает идеи хард-рока,
выделив из музыки
хард-роковых групп исключительно
мощные гитарные риффы, доведенные
до
виртуозности соло и канонадные
ударные. Толчком к появлению хэви-метал
послужило творчество группы Black
Sabbath . Black
Sabbath , в отличие от других хард-роковых
групп достигли более тяжелого
звучания. Полностью были
исключены клавишные, исчезли
фольклорные напевы,
никаких любовных песенок, никакой
ориентации на шлягеры, способные
войти
в хит-парады. Ужасы и оккультная
тематика песен стали визитной
карточкой
Black Sabbath , которые стали неожиданно
очень популярными среди
студенческой молодежи. На самом
деле сверхужасного в их песнях
ничего не было -
тексты песен больше напоминали
сказки для взрослых. Но хэви-метал,
как
токовой они не играли, а играть
его стали такие группы Judas Priest ,
Iron Maidan , Magnum . Во второй половине 70-х
годов вся
молодежь была увлечена панком.
Панки не давали прохода на сцену,
нельзя было
выступать, если ты не ругаешься на
сцене и умеешь владеть
инструментом. Поэтому
во второй половине 70-х хэви метал
не обрел большой популярности, а
расцвел он
лишь в первой половине 80-х годов,
движением хэви метал была
охвачена вся
молодежь. Группа Judas Priest
образовалась в все той же
неувядающей Великобритании в 1969
году. Два дебютных альбома,
вышедшие в 1974
и 1976 годах, особым успехом у
публики не пользовались, хотя в
обеих работах
был представлен интересный
музыкальный материал. Несмотря на
постоянную смену
барабанщиков (это хроническое
заболевание группы), к 1977 году Judas
Priest приобрели популярность не
только в Англии, но и за ее
пределами. в апреле 1977 года группа
выпустила свой первый
коммерчески удачный
альбом Sin after Sin , продюсером
которого был Роджер Гловер (экс-
Дип Перпл ). 1978 год прошел в
непрерывной борьбе с
захлестнувшей
британскую сцену новой волной :
два последующих альбома стали
квинтэссенцией хэви метала и
впоследствии послужили моделью
для таких групп,
как Деф Леппард и Уайт Лайон .
Критики всячески
издевались над группой (как
правило предметом насмешек
служили
прямолинейные тексты без всякого
намека на юмор), но в молодежной
аудитории,
увлеченной новой волной
английского металла , Judas
Priest стали кумирами. Это
подтвердилось в 1979 году, когда
сингл
Take on the World занял в английском хит-параде
14-ое место. С
появлением нового барабанщика,
группа записала диск British
Steel (1980), ознаменовавший изменение
стилистики группы. Только после
выхода этого альбома критики
наконец признали Judas
Priest , популярность которого
распространилась и на США. Группа
Iron Maiden , один из грандов хэви
метала, именно она сделала хэви
метал популярным среди молодежи
движением. Группа образовалась в
1977 году в
Великобритании. Наряду с
некоторыми другими группами Iron
Maiden
представляла собой так
называемую новую волну
английского хэви
метала . Взяв за модель звучание
таких групп начала 70-х, как Лед
Зеппелин и Блэк Сэббэт , Iron Maiden в
короткое
время нашла свою музыкальную
стилистику, ставшую, в свою
очередь ориентиром
для других групп. Известность на
родине пришла в 1979 году, когда
композиция
Running Free попала в горячую тридцатку
. В то же время
группа выступила с концертной
программой в передаче Top of the Pops ,
став второй после The Who группой,
которая удостоилась этой чести
в 1973 году. В марте 1980 года Iron Maiden
отправилась на
концерты по Англии, в качестве
группы, сопровождающей
выступления Judas
Priest . Альбом группы был на 4-ом
месте в хит-парадах. Вскоре Iron
Maiden начала гастролировать
самостоятельно. Диск Killers ,
выпущенный в 1981 году, принес
группе между народную
популярность; почти весь
год группа интенсивно
гастролиролировала по всему миру.
В том же году в
составе появился вокалист Брюс
Диккенсон, вместе с которым Iron
Maiden заработала статус
супергруппы . Великолепные
рецензии
получил альбом Седьмой сын
седьмого сына (1988). По итогам 1989
года Iron Maiden признана лучшей
группой года (журнал Metal
Hammer ), а Диккинсон - лучшим
вокалистом. Также внимания
заслуживает
германская группа Helloween , внесшая
большой вклад в хэви метал. Ее
отличительной чертой является, то
что на протяжении всего своего
творчества она
пытается соединить два
музыкальных направления - хэви
метал и классику. Не зря
многие музыкальные критики
окрестили ее музыку как
вагнеровский
метал . Позже Helloween производит еще
одно слияние стилей, в
ее музыке появляется народные
славянские напевы. Да, хэви метал
стал поистине
неким миксером, вобравшим в себя
музыку различных направлений и
классику, и
народную музыку и рок-н-ролл, но в
основе всего по прежнему лежит
бессмертный
негритянский блюз. Интересен тот
факт, что когда вокалиста Iron
Maidan Диккенсона спросили как он
пришел в метал он воскликнул: А
есть металл вообще? - Был блюз,
блюз и остался, только он
изменился. Для меня это не стиль и
не жанр, это музыка, и ради этой
музыки я
пришел в рок. Распад
Секс Пистолз а вслед за ними и
упадок панк-рока обозначили
длившийся
больше двадцати лет конец эры
Классического рок-н-ролла. Далее
начиналась новая
эра. В разных концах
Великобритании несколько молодых
людей организовывали
свои группы. В северном Ньюкасле
Гордон Самнер, отыскав, наконец,
единомышленников, объединился с
ними в группу Полис . У небогатого
Гордона был всего один свитер в
черно-желтую полоску, из-за него-то
он и получил
кличку Жало - Стинг. В Дублине
приступили к репетициям Ю-
2 . Ник Родс и Джон Тейлор
организовали Дюран Дюран . В
Лондоне
одновременно начинали две группы
- Кьюэ и Депеш
Мод . Все они были тогда молоды,
жадны до работы, и все они были
будущими - будущими звездами,
героями будущих скандалов,
авторами будущих
пластинок. К 1978 году юные
англичане устало опустили
разноцветные головы, и
вот тут-то на свет божий вышли все
те, кто, сосуществуя с панк-роком,
панками не
являлись. Музыку, пришедшую на
смену, назвали пост-панком, хотя
правильнее
было бы пост-роком. Выросшая где-то
внутри рока, она произошла не от
негритянских ритм-энд-блюзов, а
скорее от белой классики.
Ослепленная роком
аудитория не заметила подмены, и в
80-е пост-панк под псевдонимом
новая
волна триумфально прошагал по
Европе. И почему-то только в
Европе
прижился. Одним из первых вполне
пост-панковских коллективов
стала группа
Паблик имидж лимитед . Группа была
составлена из осколков двух
величайших групп предыдущего
поколения - Секс пистолз и
Клэш . Голос Лайдона, который в
пистолзовский период вызывал
ассоциации с расхулиганившемся
паровозным гудком, неожиданно
оказался довольно
приятным и коктейль, замешанный П.И.Л.
понравился. Шумной славы
П.И.Л. не снискала, но именно эта
группа стала толчком, который
заставил развиваться музыку
всего последующего поколения. В
середине
восьмидесятых в фазу расцвета
вступили Кьюэ . Переболев
шлягерами,
они теперь отдавали предпочтение
инструментальным пьесам с
минимумом текста и
детально проработанной
аранжировкой. Возможности чисто
электронного
творчества, которое для себя
избрали соперники и соратники
Кьюэ ,
Депеш Мод , привлекали к себе
музыкантов еще 60-х. После панков,
ненавидевших синтезатор, заново
его открыли Хьюмэн лиг , благодаря
чему уже к 80-му году они сделались
очень популярной группой. Но вся
сложность
состояла в написании
запоминающихся мелодий. И Депеш
Мод это
удалось . Журнал Рекорд миррор в
1984 году назвал группу
супергруппой международного
состава . В этот период группа,
кроме
музыкальной, развила и
необычайную политическую
активность и даже примкнула к
возглавляемому Биллом Брэггом
течению Красный клин . Тогда же
была
доведена до совершенства
организация концертов.
Потрясенная декорациями и
световыми эффектами критика,
единодушно признала, что из всех
электронных групп
у Депеш Мод самое мощное
концертное
шоу. Дублинские группы,
заявившие о себе в середине 80-х, на
рок-н-ролльную гитарную основу
наложили
отпечаток ирландских народных
баллад. Успех так впечатлил, что
уже стали
говорить о ирландском вторжении.
Первыми и громче всех заявили о
себе Ю-
2 . Начинали они с исполнения
простеньких рок-н-ролльчиков,
постепенно
совершенствуя технику игры, они
записали три альбома и стали
довольно известными
на родине. В 1982 году они
встречаются с продюсером Брайном
Иноу.Пройдя его
школу, Ю-2 выпустила в 1984 году свой
знаменитый альбом
Незабываемый огонь , который
только в Штатах разошелся тиражом
в 9
миллионов. Для группы,
практически неизвестной, это был
триумф. Следующий диск
вышел только в марте 1987 года и уже
в апреле стал золотым и занял
первую
строчку во всех хит-парадах, а все
10 его композиций возглавляли 10
таблиц
популярности журнала Мелоди
мэйкер - случай неслыханный со
времен
Битлз . Пост-панк достиг своей
вершины, потрясенная Америка
наградила Ю-2 титулом лучшей
группы 80-х. Это была победа, но она
что-то надломила в пост-панке, и он
стал на глазах разваливаться. Но к
счастью на поп-роке весь рок не
основывается, еще со времен хард-рока
рок
раздваивается на два направления:
собственно рок и тяжелый рок,
впоследствии
породивший некую своеобразную
металлическую культуру. Так вот, в
тяжелой
музыке дела складывались как
нельзя лучше и она завоевывала
все новые рубежы. Но
к сожалению с момента появления
хэви-метал она стала так
называемым
андеграундом , т.е. подпольной
музыкой, предназначенной не для
всех. Начало 80-х прошло под
победное шествие хэви-метала, но
он становился
все менее тяжелым и более
коммерческим, что конечно
большинству молодежи,
желавшей все также буйствовать,
не нравилось. И вот в начале 80-х
начинает
зарождаться новая музыка - трэш
метал. Трэш вобрал в себя панк-рок
и хэви метал,
вобравши в себя жесткость,
скорость первого и мелодичность
второго. Трэш стал
самым тяжелым направлением
музыки, в основном это было
достигнуто за счет
доведения скорости игры до
физического предела,
максимальным искажением звука
гитары ( благодаря все тому же
эффекту Distortion) и максимальным
убыстрением
ритм-секции, которая стала
походить на канонаду, за счет
введения второй басовой
бочки. Но трэш не состоял только
из одной скорости, он был
замечателен тем, что
вместе со скоростью существовала
мелодия, а частые резкие смены
ритма сделали
его неподражаемым. Трэш возник в
Америки, и в основном как
альтернатива
начинающему становиться
помпезным хэви-металу. Родителями
трэша принято считать
такие группы, как Metallica , Slayer , Celtic
Frost . В своем младенчестве трэш в
основном воспевал агрессивность
и
воинственность, но очень скоро
его уровень резко возрос и
одновременно с
усложнением музыки, трэш группы
запели о насущных проблемах - о
ядерной угрозе,
политической нестабильности,
протест наркотикам, абортам,
самоубийствам,
исторических ошибках
человечества и вообще что же есть
такое человек. Как я
уже отмечал одним из
первопроходцев этого стиля по
праву считается
Metallica . Ее феномен заключается в
том, что без
сорокапяток и эффектных
видеосюжетов, выходя на сцену без
грима,
без трансляции композиций по
радио и телевидению, под
аккомпанемент
насмешек солидной музыкальной
прессы, группа не только встала во
главе
нового тяжелого андерграунда, но
и приобрела репутацию
супергруппы вне его.
Metallica играет рафинированный
металл , свободный даже
от наследственных примесей -
ритмическое богатство композиций,
предельная лаконичность
музыкальных тем, скрытая динамика
аранжировок мгновенно
выделяют группу среди множества
подобных, взявших за основу
внешние
признаки металликовского металла
. В своих работах
музыкантынастолько честны и
искренны, что создается
впечатление, будто 70-х -
с их компромиссами, усталостью,
лицемерием, прагматизмом,
комплексами
неполноценности и животным
страхом перед будущим - никогда не
было. Группа,
способная гитарным риффом
перечеркнуть наследие
постреформистского
десятилетия , может с полным
основанием претендовать на
звание наследницы
60-х, эры Вудстока и наивных детей
цветов . Только
Metallica не наивна, а предельно
ожесточена - утратой
разноцветных иллюзий, своим
временем и его жестокостью, и тем
не менее она -
второе поколение Вудстока. Но
история Металлики - это не только
искренность 60-х, с их вызовом
ханжеской морали; это и конец 70-х,
когда
новая волна английского хэви-метала
снова поставила вопрос: как
жить дальше? Бешеная динамика
музыки Моторхэд , Саксон и
Даймонд Хэд давала на него свой
ответ: спасение в движении, в
скорости - под лежачий камень вода
не течет. Хватит болтать, пора
заняться
делом, человек сам хозяин своей
судьбы! История группы начинается
с датчанина
Ларса Ульриха, серьезно
занимавшегося теннисом.
Настолько серьезно, что стал
чемпионом Копенгагена среди
юниоров. В 1980 году его родители
перебрались в
Лос-Анджелес. Спортивная карьера
прервалась сама собой и Ларс
также
серьезно занялся ударными. Спустя
год ему попалось объявление в
газете: некий
Джеймс Хэтфилд ищет музыкантов
для группы. Они быстро сошлись,
обоюдная
симпатия переросла в дружбу.
Приятель и сосед Хэтфилда, Рон
Макговни, стал
бас-гитаристом, для соло
пригласили черного гитариста
Ллойда Гранта. Вокал
Хэтфилда по силе и тембру
оказался очень похожим на голос
Оззи Осборна (это
впоследствии отмечал и сам Оззи).
Грант выбыл из состава через
неделю репетиций:
ритмические эксперименты
Хэтфилда оказались не под силу
этому, в общем-то,
перспективному гитаристу. На его
место пришел Дэйв Мастейн, и летом
1982 го да
Metallica записала свою первую
композицию. Лента с записью
попала на фирму Мегафорс и через
две недели Metallica
подписала контракт на первую
пластинку. Однако в самом разгаре
работы бас-
гитарист Макговни тоже объявил,
что играть с Хэтфилдом больше не
может:
От его ритмических сбивок у меня
мозги вставали дыбом, он же
чокнутый - мы
играем рок или Стравинского?
Хэтфилд и Ульрих срочно вылетели
в Сан-
Франциско, где они нашли
великолепного басиста Клиффа
Бертона, в то время
игравщего в группе Травма . Клифф
Бертон был профессиональным
музыкантом с большим стажем
работы. Как любой хороший бас-гитарист,
Бертон
прекрасно играл на рояле, владел
музыкальной теорией - шаг за шагом
он, словно
педагог, вел своих менее опытных
коллег к постижению основ музыки,
закладывал фундамент для
дальнейшей работы, высвобождал из
оков невежества
творческий потенциал Хэтфилда.
Клифф научил Хэтфилда работать, и
ему это
понравилось. В марте 1983 года
группа приступила к записи
прерванного альбома.
Музыканты работали по двадцать
часов в день, но... Появление
Бертона, его
школа хороших манер не прошли
бесследно, Ульрих и Хэтфилд
почувствовали дискомфорт, хотя
ничего вроде бы не изменилось.
Однако
изменилось. Изменилось их
восприятие музыки, критерии,
требования,
предъявляемые к материалу. Дэйв
Мастейн - отличный гитарист,
наверное, он
самый быстрый гитарист в металле ,
- говорит Хэтфилд, -но мы уже
стали другими, а Дэйв продолжал
лупить по струнам, как будто
ничего не
произошло. Нам нужен был другой,
кто смог бы управляться и с
мелодиями. Этим другим оказался
Кирк Хэммет из сан-францисской
группы Экседес , поклонник Джими
Хэндрикса и Майкла Шенкера,
способный воплотить любую чужую
идею с точностью компьютера. К
счастью
рокировка гитаристов прошла
безболезненно (Мастейн с тех пор
играет в Мега дет , группе, которую
называют скоростной и
прямолинейной копией Металлики ).
Перед любителями жесткого
рока появилась новая группа. Но не
совсем такая, какой,
предполагалось, она
может быть. Не смотря на некоторые
стилические тяготения к Блэк
Сэббэт и Лед Зеппелин , композиции
Meталлики
выглядят более сухими , резкими, а
ритмические чудеса Хэтфилда
вообще ставят под сомнение
принадлежность группы к року в
традиционном
смысле этого слова. В целом музыка
группы Metallica гораздо
более сложная, чем что-либо когда-то
бывшее в роке. Однако тексты
первого
альбома Kill'em All практически не
отличались от стандартных
разработок, например, Джудас
Прист : рок, да здравствует рок и
только рок! Принципиально иным
стал второй альбом Right the
Lighting (1984).В музыкальном отношении
он углубляет и развивает находки,
которыми отмечен дебют группы, но
стихи здесь вышли на первый план и
несут
такую же эмоциональную нагрузку,
как и музыка. Metallica взялась
за очень трудные темы: война,
смертная казнь, наркомания,
насилие психозы,
подавление инакомыслия - темы,
которые с тех пор всегда
присутствуют в
творчестве этой группы. Записав
третий альбом, Metallica практически
сразу же приобретает статус
супергруппы - триумфальные
гастроли с Оззи
Осборном, беспрецедентная
реализация диска, практически
мгновенно ставшего
золотым . В начале осени 1986 года, а
точнее - в сентябре,
Metallica отправилась на гастроли по
Скандинавии. По дороге из
Стокгольма в Копенгаген автобус с
музыкантами и персоналом не
удержался на
скользком повороте и
перевернулся. Погиб один человек,
Клифф Бертон. Ему
было 24 года. Оправившись от шока
Metallica объявила конкурс бас-
гитаристов. Они получили 340
демонстрационных записей, из
которых отобрали одну.
Ее автором был Джесон Ньюстед. ...And
justice for all - так
назвали Metallica свой двойной альбом,
вышедший в 1988 году.
Впервые после записи Kill'em all
группа пришла в студию с готовым
материалом. Работа двигалась
очень тяжело: давила мысль, что
это первые
самостоятельные композиции,
сквозь ноты которых не пробегал
взгляд Бертона.
Пожалуй, этот альбом получился
самым интересным в истории
Металлики . В рекордный срок он
стал платиновым . Новый
альбом группы появился на
прилавках 4 августа 1991 года и к 6
августа он уже
был дважды золотым . Эту работу
можно рассматривать, как не
характерную для направления спид-трэш-метал
и одновременно вполне
логичную, применительно к
концепции творчества Металлики :
скорость
исполнения, одно время ставшая
самоцелью, уступила место
мелодичности
(правда, группа и прежде не
страдала ее отсутствием),
жесткость звучания
сохранилась, но теперь она
достигается за счет акустических
инструментов. В
целом же этот диск полон
реминисценций хард-рока 70-х, в нем
явственно
прослушиваются стилистические
комбинации в духе Блэк Сэббэт и
Дип Перпл . Рок
90-х можно охарактеризовать одним
направлением и одной группы гранж
и
Nirvana . Уставши от долгого засилья
поп-рока, молодежь обратилась к
буйному, вызывающему гранжу,
который представляет собой
слияние таких стилей как
панк, хэви метал и поп-рок. Гранж
отличает вызывающее поведение и
скорость игры
панк-рока и присутствие несложных
мелодий поп-рока. Формироваться
гранж начал в
конце 80-х ( хотя еще в конце 70-х
группа The Go-Go's преподносила
публике нечто похожее), его
родителями были Nirvana , Pearl
Jam , Soundgarden . Хотя Pearl Jam и
Soundgarden играли намного лучше чем
Nirvana , молодежь
приняла именно последнюю за их
вызывающую зажигательность.
Практически
Nirvana держалась за счет своего
лидера Курта Кобейна, который
больше впечатлял молодых людей
как личность, а не музыкант. Он вел
беспорядочную, безмятежную жизнь,
ни о чем не заботился, вел себя как
заблагорассудится. Он мог
спокойно раздеться догола на
сцене, плевать в камеры и
в публику, громить на концерте
инструменты на глазах изумленной
публики,
чрезмерно увлекался наркотиками
и не раз хотел покончить жизнь
самоубийством.
Этим он и прельщал молодежь, в ее
глазах он был неким рубахой-парнем,
которому
до всего нет дела. Однако
музыкальные способности членов
группы оставляют желать
лучшего, умеющими играть их не
назовешь, да к тому же и простота
мелодий делают
их музыку примитивной. После
трагической гибели Курта Кобейна
группа распалась,
но их музыка звучит до сих пор.
После распада группы Nirvana , возрос
интерес к техничному и
профессиональному гранжу,
получили известность такие
группы Pearl Jam и Soundgarden , которые в
корне
отличаются от Nirvana . Эти группы
владеют инструментами и их
творческий потенциал не
исчерпывается простенькими
мелодиями, к тому же в их
текстах поднимается серьезная
проблематика окружающего
мира. Что же ждет рок в
будущем ? Если посмотреть на его
повторяющуюся историю, то можно с
уверенностью
сказать, что впереди у рока новые
буйства и протесты, новые взлеты
творчества и
эксперименты по скрещиванию
музыки разных направлений, подчас
противоположных.
Рок не стоит на месте, он
постоянно развивается. Отвергая
прошлое и одновременно
вбирая в себя самое интересное и
выразительное прошлого будут
появляться новые
направления, новые группы, новые
движения. И так же постоянно будет
конфликт
детей и отцов, отцы будут
запрещать детям слушать эту
бесовскую ,
грязную музыку, а дети назло
родителям будут ее слушать.
|